Стоит ли посетить особняк Рябушинского

0
793

Особняк Степана Рябушинского – один из немногих доступных для просмотра, чудом сохранившихся частных домов эпохи модерна начала ХХ века. Философия модерна не гармонировала с революционной идеологией большевиков, поэтому многие уникальные памятники архитектуры «югендстиля» при социализме, если не разрушались, то подвергались искажающим изменением и обезображиванию. Вопреки общественным потрясениям и террору начала и середины прошлого столетия, особнякам нередко удавалось уцелеть – они были переданы различным советским учреждениям.

По распоряжению Сталина, особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве был предоставлен в распоряжение Максима Горького в 1931 году. С 60-х годов, как и в наши дни, в доме на Малой Никитской работает музей, посвященный творчеству А.М. Горького. Однако и сейчас особняк притягателен для посетителей не столько возможностью познакомиться с творчеством пролетарского писателя, сколько – красотой своей уникальной неповторимой архитектуры и внутреннего убранства.

Шехтель Фёдор Осипович

Русский купец и фабрикант Степан Рябушинский заказал проектирование особняка архитектору Федору Шехтелю. Талантливый мастер модерна Федор Осипович Шехтель – по сути, самоучка, не имевший даже оконченного образования в сфере живописи и зодчества, многого достиг личными усилиями и благодаря невероятной трудоспособности. Начало работы над проектом особняка Рябушинского — период творческой зрелости, когда Шехтель уже стал прославленным мастером, работающим в стиле модерн. Строительство дома было завершено в 1903 году, и сам Рябушинский был восхищен результатом. По его словам, и в Европе ничего подобного нет.

Рябушинский Степан Павлович

Участок земли, который сейчас находится на пересечении Малой Никитской и Спиридоновки, тогда не был угловым. Это позволило построить особняк в некотором отдалении от улицы, тогда как парадное крыльцо Шехтель вынес на красную линию. Получился дом, окруженный небольшим садом, что создает особенную сокровенную, скрытую от посторонних глаз, атмосферу частного жилища. Композицию здания отличает органичность и целостность конструкции и декора, внутреннего убранства. Впрочем, эта цельность – яркая черта архитектурного творчества Шехтеля.

Композиционным центром двухэтажного дома стала волнообразная парадная лестница, выполненная из мрамора. Пенное кружево из камня напоминает о морской стихии. Лестница ведет в старообрядческую молельню, которая скрывается за колонной со своеобразной капителью, украшенной цветками лилий и фигурками саламандр. Для того, чтобы попасть в молельню, надо было пройти галерею и подняться по еще одной, потайной лестнице. О существовании домашнего храма не догадывались даже те, кто бывал в гостях у Рябушинских. Однако именно – восхождение по лестнице символизирует главную жизненную цель, путь к истине.

Вся структура дома выражает глубокий философский смысл – жизненный путь от рождения до смерти и пребывание в вечности. Этот замысел воплощен не только в архитектурной композиции, но и в природных мотивах внутреннего оформления. Рисунки паркета, оригинальные орнаменты, разноцветные красочные витражи – все отражает идею непрерывного движения жизни.

В интерьере особняка помещения органично взаимосвязаны – одно как будто бы перетекает в другое. Столовая, гостиная, спальня, кабинет – все воспринимается как единое целое. Потолки оформлены интересными лепными орнаментами. В конструкции оконных переплетов, а также – уличных ограждений, активно используется металл, что свойственно архитектуре модерна.

Особняк Рябушинского стоит посетить, чтобы насладиться красотой и почувствовать философскую глубину эпохи русского модерна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь